В определении НАРКОМАНИИ нет понятий: «ЗА КОМПАНИЮ, НЕСКОЛЬКО РАЗ, ИНОГДА, НЕМНОГО, ПЕРИОДИЧЕСКИ».
Это заболевание формируется очень быстро, развивается злокачественно и протекает с серьезными расстройствами психики, нервной системы и внутренних органов человека.
Привыкание к наркотикам происходит незаметно для человека. Всем, поначалу, кажется, что «со мной это произойти не может», «Я не такой, как они. Когда захочу, тогда и перестану употреблять». В этом и заключается основная ошибка.
Разные группы психоактивных веществ (ПАВ) вызывают различные реакции и проявления, изменения личности и поражения.
Поэтому при формировании лечебной тактики наркомáний приходится учитывать и много сопутствующих факторов: группу ПАВ, стаж употребления, дозу и частоту приемов, возраст пациента, образование, социальный статус, семейное окружение, трудоспособность, состояние психики и соматические поражения, особенности личности и мотивации человека.
В медицине наркомания рассматривается как болезнь - «наркотическая зависимость».
Наркомания (от греч. narke -помрачение сознания, оцепенение и mania - страсть) -патологическое влечение к употреблению наркотических средств (психоактивных веществ), вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших - оглушение, наркотический сон. При их систематическом употреблении возникает привыкание, сопряжённое с возникновением состояния абстиненции, представляющей собой плохое самочувствие при отсутствии наркотических веществ.
При наркомании поражаются внутренние органы, возникают неврологические и психические расстройства, развивается социальная деградация. При постоянном приёме наркотиков происходит деградация личности, характеризующаяся интеллектуальным и эмоциональным оскудением, утратой всех интересов, не связанных с наркотиками. Наиболее распространённый вид наркомании - хронический алкоголизм. В качестве особых видов существуют морфинизм, опиофагии, гашишизм, пристрастие к героину.
В отечественной литературе принято говорить о трёх синдромах, являющихся главными составляющими наркотической зависимости:
В зависимости от длительности периода постоянного приёма наркотика и его вида эти синдромы могут быть выражены в разной степени. Чем дольше человек употребляет наркотик, тем сильнее проявляются все три синдрома, причём сначала появляется изменение реакции организма на наркотик, а последней появляется физическая зависимость.
Ещё одним показателем (и одновременно следствием) развившейся зависимости от психоактивных веществ являются устойчивые изменения личности и преходящие острые психозы.
Основные черты изменения личности:
Человечество познакомилось с психоактивными веществами настолько давно, что пока ещё, по всей видимости, не представляется невозможным сказать, кто и когда начал употреблять их первым. Почти во всех известных нам культурах можно найти упоминания об употреблении наркотических средств.
Однако с такой проблемой, как зависимость от психоактивных веществ, люди столкнулись лишь недавно - в первой половине ХVIII века. Тогда эту проблему попытались решить законодательно: в 1729 году в Китае был принят эдикт против опиума. Для Европы эта проблема возникла намного позже - в конце XIX века.
С середины XX века проблема зависимости от наркотиков стала привлекать всё большее внимание общества и институтов здоровья в связи с тем, что в наше время она стала гораздо серьёзней, чем в начале прошлого века, так как появилось огромное количество синтетических препаратов, вызывающих зависимость. Одним из таких является ЛСД, диэтиламид лизергиновой кислоты, полусинтетическое вещество, производное лизергиновой кислоты, извлеченное из гриба спорыньи ржи.
Hаpяду с уже всемиpно известными наркотическими препаратами, за последние 10 лет во многих странах увеличилось число наркоманов, употребляющих так называемые, психотропные наpкотики. В этом отношении самыми опасными оказались амфетамины и галлюциногены, ЛСД и другие производные лизергиновой кислоты, не являющиеся, в отличие от других психотропных препаратов, медицинскими и представляющие исключительную опасность для человека.
В международном антинаркотическом центpе в Нью-Йорке назвали приблизительное количество наркоманов на земном шаре.
Эта цифра оказалась ужасной: миллиард наркоманов!
Пpи этом нельзя не упомянуть, что в наши дни торговля наpкотиками стала одной из самых изощренных форм эксплуатации человека человеком, одним из самых страшных преступлений против человечества.
Причины и механизмы возникновения наркомании изучены достаточно хорошо. В медицине принято говорить, в первую очередь, о наличии врождённой предрасположенности к зависимости и механизмах взаимодействия психоактивных веществ с медиаторами головного мозга.
Психология ставит вопрос о наличии психологических причин возникновения зависимости, которые связаны с особенностями личности и её развития.
Социология делает акцент на социальных факторах: преступное социальное окружение, нищета и др. Таким образом, феномен наркомании подвергается изучению со стороны ряда дисциплин.
Различают пять этапов постепенной наркотизации:
Основной механизм формирования зависимости - это изменение метаболизма вследствие встраивания психоактивного вещества в обмен веществ. Существует представление, что каждому психоактивному веществу соответствует свой нейромедиатор, который оно начинает замещать.
Состояние наркотической зависимости характеризуется тремя свойствами:
Так называемый, наркоманический синдром возникает в результате принятия наркотического средства, независимо от того, происходит ли это случайно или после систематического употребления.
Этапы этого процесса, пpотекающего более медленно или более быстро, в основном следующие:
Благоприятным фоном развития детского и подросткового наркотизма являются устойчивые комплексы-реакции, основной из которых является реакция эмансипации. В основе её заложено стремление освободиться от привычных рамок (семьи, учебной среды и т. д.).
Реакция формирования сексуального влечения также обуславливает наркоманию в подростковой среде. Некоторые подростки реализуют сексуальные впечатления путём галлюцинаций сексуального плана. Курение «травки», по мнению несовершеннолетних, повышает сексуальную потенцию.
Для первого употребления наркотика несовершеннолетними, по результатам исследований, характерны следующие мотивы:
31 % — желание быть, как все (комплекс подросткового конформизма),
19 % — стремление испытать новые впечатления (любопытство),
12 % — поиск фантастичного,
10 % — стремление забыться, отключиться от неприятностей.
Кроме того, к мотивам употребления наркотиков подростками необходимо отнести также такие, как желание расслабиться, повеселиться, стремление выглядеть «крутым». Иногда наркотики принимают «для смелости» либо чтобы не подтвердить статус «гадкого утёнка» в среде сверстников. Встречаются случаи насильственного приёма наркотиков, когда специально подростков «сажают на иглу», чтобы потом заставить совершать преступления.
Одной из значимых причин обращения подростков к наркотикам является инфантилизм - неспособность принимать решения, стремление идти по более простому пути. В отличие от животных и детей взрослеющий и взрослый человек в той или иной степени владеет своими желаниями.
Самоконтроль - не только волевая функция, но и навык, приобретаемый усвоением социальных и нравственных норм, воспитанием. Способствует самоконтролю знание последствий злоупотребления наркотическими веществами, ценностные ориентиры, личные, социальные цели, перспектива достижения которых весомее (и соизмерение для индивидуума доступно), чем сиюминутное удовольствие. Соотношение стремления к удовольствию и самоконтроля у подростков таково, что подросток оказывается уязвимым. В этом - опасность наркотизма, и тем большая, чем моложе возраст.
Наглядно эта закономерность проступает в случаях так называемой девиантной личности. Это молодые люди определённого типа поведения, облика и личностных характеристик. Поведение в целом отклоняющееся: пренебрежение работой и учёбой, эпизоды воровства, вандализма, мелкого хулиганства; употребления одурманивающих средств - лишь составляющая этого ряда. Обязательно следование молодёжной моде, увлечение рок- или поп- музыкой (или любым другим направлением). Групповое времяпрепровождение обязательно. Существование в «системе» - наиболее яркая черта. Следует иметь в виду, что групповое существование - этап в развитии ребёнка, приходящийся на возраст 8-12 лет.
В дальнейшем усложнение психической деятельности, формирование собственных интересов приводят к индивидуализированным отношениям со сверстниками, появляются личные друзья, приятели. Групповую жизнь в возрасте 14-15 лет можно рассматривать как показатель задержки психического развития, низкого уровня развития. Действительно, в группах, состоящих из юношей 16-20 лет, наблюдаются черты детских групп: направленность на игровую развлекательную деятельность, не целевая активность, лёгкость аффективной индукции. Отношения по существу обезличены, состав группы случаен. На уровень психического развития указывают также примитивный характер аффектов и склонность к разрушительным действиям. В группе выражено отчуждённое, нередко враждебное отношение к взрослым. Молодые люди, на первый взгляд, очень похожи. Такое впечатление производят, конечно, однотипные причёски, одежда, манера держаться. Однако главное - недостаточность индивидуального выражения лица и стереотипная усвоенная форма общения с взрослыми. Последнее в свою очередь - отражение группового рисунка поведения. При подробном изучении выясняется недостаточность личной мотивации поведения - оно диктуется группой. В своих рассказах молодые люди употребляют практически только местоимения множественного числа, даже если речь идёт о ситуациях нейтральных, не связанных с проступками (вне попытки уйти от ответственности). Попытка установить тип личности, некую постоянную совокупность черт, который вовлекается в злоупотребление с большей частотой, чем другие, трудно осуществима и потому, что потребление начинается в возрасте, когда личность оказывается в неравновесном, достаточно аморфном состоянии.
Кроме того, подростки употреблявшие наркотики, но не ставшие наркоманами, всё равно приобретают устойчивые психологические комплексы: противопоставление себя общественной морали, традициям, существующим в мире взрослых.
Действие наркотиков связывают с такими медиаторами, как катехоламины (дофамин и норадреналин) и эндорфины, причём каждое психоактивное вещество связывают с определённым медиатором или их группой. Например, действие опиатов основано на их способности связываться с эндорфиновыми рецепторами в головном мозгу. Таким образом, опиаты поступающие извне, подменяют собой те опиаты, которые производит сам мозг, и встраиваются в метаболизм. Следовательно, поступление этих веществ извне становится необходимым для нормального функционирования организма. Соответственно, в отсутствие наркотиков при нормальном прохождении электрического импульса возникает дефицит нейромедиатора. Это приводит к недостаточному возбуждению системы подкрепления, что выражается ощущением упадка сил, снижением настроения, психоэмоциональным дефицитом. Поэтому при приёме психоактивного вещества происходит улучшение состояния человека, причём на самых ранних стадиях наркомании и алкоголизма это улучшение не только субъективное, но и объективное. Однако довольно быстро формируется порочный круг: после приёма наркотика нейромедиатор высвобождается быстрее и в больших количествах, но и разрушается тоже очень быстро, а состояние человека ухудшается.
Генетическая предрасположенность является одной из важнейшей биологических причин формирования алкоголизма. Но и в формировании наркоманий генетическая предрасположенность играет немалую роль.
Чаще всего (и раньше всех) начинают наркогенную карьеру несовершеннолетние из семей, в которых дети и подростки предоставлены сами себе. Взрослые так заняты выяснением отношений, что на ребенка просто не остается времени.
В наркоманских семьях, где один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью, вероятность приобщения к плохим пристрастиям у детей возрастает в 2 раза. Дети наркозависимых не только очень рано приобщаются к одурманиванию, но и начинают свою наркогенную карьеру с одной из наиболее жестких форм наркотизации - использования средств бытовой химии.
Проблема наркомании в последнее время является не просто молодежной, но и подростковой проблемой. Сегодня каждому второму школьнику в возрасте от 13 до 15 лет хотя бы раз был предложен одурманивающий препарат. Приблизительно треть из них воспользовались таким предложением. Один из факторов столь раннего приобщения к наркотизации - возрастные психологические особенности детей и подростков. Наиболее неблагополучными в этом плане являются дети и подростки с неустойчивым типом характера, а так же стремление быть центром внимaния окружающих. Ради популярности они готовы совершать даже те поступки, которые в душе не одобряют. Приобщение к наркотикам для них часто не имеет самостоятельной значимости, а используется в популистских целях, ради "собственной славы". Причем подростки могут явно преувеличивать свой наркогенный опыт, изображая бывалого наркомана для того, чтобы привлечь внимание.
Все психологические причины формирования зависимости можно разделить на две категории:
Можно говорить, что самым главным фактором внешней среды является цивилизация. С одной стороны, она открывает доступ к наркотическим препаратам, а с другой, регламентирует их употребление. В европейской цивилизации наркотики являются исключительно лекарственными средствами, не зависимо от того, кто их употребляет: наркоман или же пациент больницы. Они утратили свою религиозную функцию (использование в религиозных обрядах), а следовательно, исчезло и табу на их нецелевое и повседневное употребление.
С развитием цивилизации изменилась и среда обитания людей. В жизнь людей входит все больше и больше техники, что приводит к замене естественной среды обитания на искусственную, а это, в свою очередь влечет к изменениям психофизических условий жизни. Последствия этих перемен очень сложно предсказать. Вполне вероятно, что они могут привести к увеличению случаев дезадаптивного поведения, росту количества психических отклонений и заболеваний. К тому же темп изменений с каждым годом становится все выше, что сильно сказывается на людях.
Немаловажным фактором влияния среды на риск формирования наркомании является ситуация в обществе. Сегодня большинство социологических теорий связывают распространение девиантных форм поведения (а наркомания, с точки зрения этого подхода, - одна из форм девиации) с явлением социальной аномии. Это состояние отсутствия ценностей, «безнормность», присущие переходным периодам, когда старые ценности уже не существуют, а новая система норм и ценностей ещё не сформирована. Ослаблены общественные привязанности, социальные и эмоциональные контакты.
Последние несколько лет в нашем обществе происходят очень резкие изменения, а вместе с ними людям становится сложно оценивать ситуацию, особенно молодежи. На фоне этого происходит быстрая наркотизация общества, что ещё раз доказывает влияние макросоциальных факторов на риск возникновения наркомании. В годы социальной нестабильности число наркоманий и психических заболеваний резко возрастает.
В результате резких изменений в обществе начинается разрушение социальных институтов, из которых, пожалуй, важнейшим является семья.
Дезинтеграция семьи - это не только следствие общественных процессов, но и причина будущего состояния общества, так как семья в наибольшей степени отвечает за социализацию ребенка. Ослабление института семьи также может служить причиной формирования девиантного поведения, в том числе и наркомании.
Одна из возможных причин наркомании - это гипо- или гиперопека ребенка родителями . В случае гипоопеки родители практически не интересуются своим ребенком. У таких детей снижена самооценка, наличествуют комплексы неполноценности, они переживают чувство мести и ненависти по отношению к взрослым. Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны родителей сначала травмируют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к поиску «другой жизни», другого общества. Очень часто такие дети обращаются к психоактивным веществам или же пытаются покончить с собой, так как не могут понять причины холодного отношения родителей.
В случае гиперопеки за ребенком постоянно присматривают, ему уделяют чрезмерно много внимания, отказывают в самостоятельности. Жизнь гиперопекаемого ребенка полностью контролируется его родителями, а когда он начинает взрослеть, такая сверхзабота становится ему в тягость. Ребенок пытается обрести самостоятельность любым доступным способом, поэтому он сознательно идет на конфликты с семьей, демонстративно нарушает предписываемые ему нормы поведения.
Для такого ребенка наркотики могут стать единственным аспектом жизни, над которым, как ему кажется, он обладает полной властью.
Ещё одним последствием гиперопеки является инфантилизм. Инфантильный ребенок легко попадает под влияние более опытных товарищей, его легко уговорить попробовать наркотики или подбить на какую-нибудь выходку.
Другой вариант гиперопеки - это всеобщий любимец, объект всеобщего поклонения и восхищения, единственный ребенок в большой семье. Для такого ребенка привычны вседозволенность, неограниченная власть над взрослыми, которые его никогда не накажут и не отругают. Очень часто такие дети демонстративны, стараются произвести сильное впечатление на окружающих, для них характерно желание быть лучше всех, что в свою очередь может привести к наркотизации или алкоголизму (например, при желании всех перепить или все попробовать).
Важным фактором, провоцирующим развитие зависимости, может служить влияние среды проживания и наличие доступа к наркотическим веществам . Для подростков при приобщении к наркотикам и алкоголю самое большое значение имеет пример сверстников. Важным фактором может оказаться и мода на употребление наркотиков (например, мода на экстази в клубной хаус-культуре).
Очень важным мотивом употребления наркотиков является ожидание от употребления наркотика чего-либо, то есть предвкушение наркотика. Эти ожидания базируются на предыдущих впечатлениях от эффектов каких-либо применявшихся психоактивных веществ. Эти впечатления могут быть прямыми (если человек сам употреблял наркотики) или косвенными (если человек узнал о действии вещества и его эффектах из инструкции, от пробовавших друзей, по телевизору, из книги и тому подобное). Часто ожидания людей в отношении наркотиков являются определяющими в их восприятии и отношении к наркотику.
Из-за ослабления общественных институтов социализации возросли роль и значение молодежных групп. По существу, они превратились в среду первичной социализации, но при этом они не способны усваивать общественные нормы полностью и адекватно требованиям социума. Молодежная субкультура порой носит дезинтегрирующий характер и способствует формированию девиаций.
Негативное социокультурное влияние молодежных объединений проявляется в следующих моментах:
Важно отметить, что критическим моментом для приобщения к наркотикам является переход от подросткового возраста к юношескому . Именно в это время знакомится с наркотиками почти половина всех когда-либо приобщившихся к ним, а до 20 лет успевают познакомиться с наркотиками почти 9/10 всех хотя бы однажды, пробовавших их.
В целом, если до 20 лет человек не получил опыт употребления наркотиков, то вероятность этого резко снижается. Ещё меньше риск вовлечения в периодическое или регулярное потребление.
Ещё одним важным фактором формирования наркомании является ценность здоровья. По данным социологов общественная ценность здоровья достаточно высока: из 10 жизненных ценностей «здоровье» - третье, после «работы» и «семьи». Однако здоровье ценится как средство достижения жизненных целей и материальных благ, а не как средство прожить как можно дольше и полноценнее. Относительно высокий рейтинг здоровья ещё не означает обязательного самосохранительного поведения. Социологические исследования показывают, что 97 % опрошенных сказали о своей осведомленности о вреде наркотиков, однако 30 % указали на наличие опыта употребления наркотиков в прошлом, а 10 % - на актуальное потребление наркотических средств.
Считается, что существует особый тип личностной конституции, психические аномалии, служащие предпосылкой формирования наркомании при первом знакомстве с наркотиками. Они показали, что большинство морфинистов до формирования наркомании являются психопатическими или акцентуированными личностями. Среди обследованных больных преморбидные девиации в половине случаев оценивались как акцентуация и в другой половине - как психопатические проявления с социальной дезадаптацией.
Наличие акцентуаций характера особенно часто отмечают у лиц, злоупотребляющих ПАВ. Было доказано, что 81 % наркоманов - акцентуированные личности. Наиболее часто диагностировались три типа акцентуаций: истероидный, неустойчивый, сочетание этих двух типов и отмечена высокая частота психического инфантилизма в преморбидном периоде. Возбудимые личности часто становятся хроническими алкоголиками или наркоманами. Это связано с «патологической властью влечений»: решающими для образа жизни и поведения человека часто являются влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом, не принимается во внимание. В жизни возбудимой личности моральные устои не играют сколько-нибудь заметной роли. У некоторых возбудимых личностей состояние психического расстройства нередко носит депрессивный характер, что нередко толкает их или к наркотикам и алкоголю, или к самоубийству.
Другой тип акцентуации характера, который может служить фактором риска, - это демонстративный. Демонстративные личности, в первую очередь, характеризуются очень высокой способностью к вытеснению. Поэтому, с одной стороны, они часто хорошо приспособлены к окружающему миру, а с другой - истерические черты способствуют формированию асоциального поведения. Демонстративные и истерические личности склонны вытеснять неприятные мысли, которые могли бы побудить их к активным раздумьям, так как они не желают ничем отягощать себя. Именно эта черта может способствовать развитию наркомании в тяжелой форме, потому что вплоть до последнего момента демонстративная личность будет делать все для того, чтобы избежать осознания своего заболевания. Гипертимные подростки склонны к аддиктивному поведению. Для них характерна апробация разнообразных психоактивных веществ, не задерживаясь на одном и легко переходя от одного к другому. Наиболее привлекательны вещества, вызывающие эйфорию в сочетании с общительностью и активностью, - алкоголь, марихуана и стимуляторы.
В субдепрессивной фазе возможно суицидальное поведение. У эмоционально-лабильных подростков наиболее значимы аффективные реакции. Они используют психоактивные вещества как средство уйти от проблем. Зависимость может развиться очень быстро, так как, обнаружив способ поднять настроение искусственным путем, подросток может начать прибегать к нему все чаще. Эмоциональное отвержение со стороны близких и значимых людей для эмоционально-лабильных подростков служит очень сильным ударом и чаще всего подталкивает к самодеструктивному поведению. В этом случае злоупотребление психоактивными веществами может быть либо «криком о помощи», либо озлоблением на самого себя за неспособность удержать привязанность близкого человека.
При неустойчивом типе акцентуации характера главной жизненной установкой является поиск удовольствия всегда и везде.
Биологические причины формирования зависимости
Генетическая предрасположенность является одной из важнейшей биологических причин формирования как алкоголизма, так и наркоманий.
Выделены маркеры предрасположенности к зависимостям от психоакитвных веществ. Один из таких маркеров - это активность фермента дофаминбетагидроксилазы, который участвует в превращении дофамина в норадреналин. У людей с высоким биологическим риском имеется генетически обусловленная очень низкая активность этого фермента. И, наоборот, у лиц с низким биологическим риском активность фермента очень высока.
Ряд исследователей склоняются к тосму, что основной причиной формирования зависимости является недостаточный синтез катехоламинов в головном мозгу (вследствие врождённой или приобретённой патологии). Катехоламины - это медиаторы головного мозга, связанные с «системой удовольствия», то есть они отвечают за возникновения чувств радости, удовлетворения, удовольствия. Таким образом, создаётся ситуация, при которой индивиду для получения удовольствия необходим либо чрезвычайно сильный стимул (многократно увеличивающий синтез катехоламинов), либо поступление данного или сходного с ним по строению вещества извне.
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что в медицине зависимость от психоактивных веществ рассматривают как болезнь, которая характеризуется наличием абстинентного синдрома при отмене (или уменьшения его доз) употребляемого препарата, изменением метаболизма (синдром измененной реактивности) и психического статуса.
Психологические механизмы формирования наркомании
Можно говорить о том, что психологический подход к проблеме зависимости, в том числе от психоактивных веществ, более комплексный, чем в медицине и физиологии. В психологии не проводится четкая грань между изучением причин возникновения зависимости и изучением механизмов её возникновения и формирования. Возможно, это обусловлено невозможностью для психологии объяснить одно без ссылки на другое.
Однако такой комплексный подход к наркотической зависимости вовсе не означает полного единства психологов в понимании и объяснении данного феномена. Наоборот, в отличие от медицины и физиологии, где существует единая концепция, в психологии мы находим огромное количество разных точек зрения. По всей видимости, это связано с тем, что в психологии нет единой школы и научной парадигмы. Каждая школа рассматривает проблему наркомании в рамках своих теоретических построений, поэтому и выводы, и предлагаемые решения очень сильно отличаются.
С точки зрения психоанализа зависимость - это латентный суицид, то есть это попытка покончить с собой, растянутая во времени. Психоактивное веществоиспользуется как средство самоуничтожения. Сам же суицид - это попытка ухода от болезни, психоза или стремление преодолеть внутренние противоречия. Огромное внимание уделяется раннему развитию как основе выбора именно такого способа решения личностных проблем. При этом либо говорят о преобладании влечения к смерти в личности аддикта , либо о разрушенном, потерянном или несформированном объекте (школа объектных отношений). Однако в обоих случаях особый акцент делается на развитии индивида на первом году жизни и его фиксации на оральной стадии.
Ещё один аспект, которому уделяют внимание психоаналитики, - это идентичность. Сложности в формировании собственной идентичности, её нарушения могут стать дополнительным фактором риска формирования аддикции.
Ещё одно направление в психологии, уделяющее огромное внимание детству, - это семейная психотерапия. Обстановка в семье и стиль семейных отношений могут стать определяющими при формировании зависимости.
Одна из индивидуальных характеристик, имеющая большое значение по отношению к приему наркотиков, - это поиск ощущений или потребность в различных, новых, сложных ощущениях и переживаниях и способность подвергаться физическому и социальному риску ради поиска этих ощущений. А боязливым, наркотик помогает освободиться от страха и неуверенности.
По всей видимости, сочетание психологических и биологических факторовопределяет и выбор конкретного вида психоактивного вещества. К сожалению, сейчас практически не исследованы механизмы выбора наркоманом того или иного наркотика. Возможно, выбор наркотического вещества проходит в несколько этапов. На первом этапе мы имеем врожденную предрасположенность к наркомании. Затем пробуем вещества из разных групп и выбираем группу препаратов, которые оказывают нужное нам действие.
Для людей с повышенным риском заболевания наркоманией характерны такие личностные черты, как эмоциональная холодность, эгоцентризм, низкий самоконтроль и враждебность. У них присутствует тревога, стресс, вызванные нежелательными ограничениями или запретами: индивид сопротивляется давлению извне, хочет свободно следовать своим желаниям и преодолеть ощущение пустоты и разрыва с другими людьми.
Главным принципом является добровольность лечения.
Во-первых, это обусловлено Законом Украины «О психиатрии»; во-вторых позволяет строить доверительные и деловые отношения между пациентом и медперсоналом.
Принцип добровольности подразумевает даже формальное согласие пациента с поледующей коррекцией от формального согласия, до полноценного активного лечения и достижения согласия на полный отказ от употребления психоактивного вещества.
Важным принципом терапии является индивидуальный подход. Целью воздействия является не болезнь, а БОЛЬНОЙ с его индивидуальными особенностями, изменениями психики, сопутствующими соматическими болезнями.
Следующим принципом является проведение комплексного лечения. Наркотическая зависимость имеет, как общие признаки, так и индивидуальные особенности. В зависимости от этих особенностей используются в соответствующей пропорции медикаментозная или психотерапия, рефлексотерапия, социотерапия, психокоррекция личности и семейных отношений. В понятие социотерапии входит и трудотерапия и изменение круга общения.
Непременным принципом успешного лечения является настойчивость и терпение. В процессе лечения психоэмоциональное состояние может быть переменчивым, что даже может привести к срыву или рецидиву. Однако настойчивость врача и поддержка семьи приводят к желанному результату.
При комплексном лечении наркомании необходимо исходить из нескольких составляющих этой болезни: возраст больного, стаж употребления наркотика, вид психоактивного вещества, степень поражения психосоматической сферы, социальные составляющие (семья, дети, работа, возможность и способность адаптации к социуму) и пр.
Этапы лечения:
(В клинической структуре наркомании присутствуют аффективные нарушения, психопатоподобные расстройства, паталогическое (обсессивно-компульсивное) влечение к наркотикам).
Патогенетическими медикаментозными средствами для специфического лечения являются - нейропептиды, антиконвульсанты, антидепрессанты, транквилизаторы.
Для купирования абстинентных проявлений (ломки) кроме традиционных дезинтоксикационных средств, используются агонисты адренорецепторов, блокаторы опиатных рецепторов и нейропептидов, обезболивающие средства и др. При этом, предусмотрен немедленный, полный отрыв от наркотиков.
Терапия направлена так-же на восстановление сопутствующих заболеваний:
депрессий, нарушений сна, неврологических нарушений, соматических расстройств.
В это комплекс входит рефлексотерапия, микроволновая резонансная терапия (МРТ), специальная электро-терапия по восстановлению уровня серотонина и других эндорфинов, повышающих настроение и волевые возможности пациента.
Значительное место занимает психотерапевтические программы: когнитивная, личностноориентированная, направленная на выработку мотиваций для дальнейшего лечения и отказа от употребления психоактивных веществ.
Широко применяется гипносуггестивная психотерапия по выработке установки на поддержание трезвого образа жизни в состоянии гипнотического сна, когда сохраняется вербальный (слуховой) контакт пациента и врача.
При необходимости, на последнем этапе лечения, используется эмоционально-стрессовая терапия по А.Р. Довженко, направленная на раскрытие внутренних резервов пациента.
Первые два этапа лечения проводятся в течение одного – полутора месяцев. Все нюансы, касающиеся конкретных вопросов, решаются только после первичной консультации и обследования пациента.
Проводится социотерапия, семейная психотерапия. Повторные курсы физио-, психотерапии укороченными курсами через 3 – 6 – 12 месяцев (по показаниям) с поддерживающей медикаментозной терапией.