Наркология Игромания

igro1

Мама! Это не то, о чём ты думаешь.

Просто зашли с друзьями поиграть. 

Я же не проигрываю большие суммы денег. 

Это было всего насколько раз.

У меня нет проблем.

Этого больше не повториться никогда. 

Я тебе обещаю!

 

Эти слова часто слышат родители и на некоторое время успокаиваются.

Лживость и изворотливость становятся чертой характера начинающего игрока.

А это время именно и нужно игроку, чтобы снять определенное напряжение в отношениях с близкими людьми. Так сказать - усыпить бдительность.

Но эпизоды игры повторяются снова и снова. А когда долг становится невозвратным, приходится уже самому обращаться за помощью к родственникам.

ПОМОГИТЕ !

 

Что это такое?

Название игровой зависимости происходит от латинского языка HOMO LUDENS - человек играющий. Лудоманами признано считать лиц, «посвятивших себя игре», в результате которой развиваются расстройства поведения и определенные психические нарушения.

ИГРОМАНИЯ. Интересное слово, ассоциируется со словом МАНЬЯК. Только ИГРОВОЙ маньяк. Маньяк - это человек, не владеющий своей психикой, чувствами и эмоциями.

Маниака́льный синдро́м – (греч. μανία – страсть, безумие, влечение),  это синдром психопатологический (психиатрия).

Игромания – это психо-социальное расстройство, заключающееся в частых, повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни человека и ведущих к снижению социальных, профессиональных, семейных и материальных ценностей.

Лудомания (игромания) болезнь очень молодая. Это не говорит о том, что в древности люди не играли. Из истории мы имеем множество примеров с известными людьми, которые были поражены этой зависимостью. Последнее десятилетие, а особенно последние годы дали повод обществу, науке и практической медицине глубоко задуматься над этой проблемой.

Нет точной статистики, которая могла бы дать нам данные об этой, быстро прогрессирующей болезни и конечных результатах её завершения. Нет данных, какое количество людей находятся в активной зависимости, с глубоким поражением волевой сферы деятельности. Отсутствует полная статистика о правонарушениях и преступлениях, совершенных под воздействием ...мании, нет отдаленных результатов выздоровления или другого исхода.

Ещё сложнее обстоит дело при коморбитности - сочетание игры с употреблением алкоголя или наркотиков. Это состояния, нескольких зависимостей подстегивают развитие клиники болезни и, переходя в злокачественную форму, ещё быстрее приводят к логическому финалу.

28% лудоманов прибегают к ирге в автоматы после распития 
спиртных напитков, 16 % после употребления наркотиков 
(чаще всего - суррогаты опия, амфетамины, марихуана).

С момента развития первых навыков в случайной игре до появления четкой симптоматики ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ выделяют три стадии болезни: 

 

Развитие игрового бизнеса на просторах СССР и СНГ.

razvitie-igrХочется вспомнить как все начиналось у нас в странах на советском и постсоветском пространстве. До 80х годов было много государственных лотерей таких как лото, суперлото, выигрышных моментальных лотерей и других моментальных розыгрышей, были и детские электрические автоматы («стрелялки», морской бой, футбол, «ловилки»). В конце 80х годов (период перестройки, начала кооперации и ИТД) появились всякого рода “менялы” и “наперсточники” которые зачастую просто обманывали, жаждущих легких денег, людей.

Все изменилось в начале 90х, по всему пространству бывшего СССР появилось куча заведений с названием “Фортуна” в которых поставили и показали народу первых одноруких бандитов, эти игровые автоматы были механическо-электрическими, эдакая смесь пружинок, гаек, рычага, кучи лампочек и заманчивых звуковых эффектов, они имели три барабана и три выигрышных линии. Игра велась на жетоны, которые можно было обменять на деньги у кассира, а когда этих самых жетонов насыпалось, очень много ни один игрок не мог забыть этого сладкого звона монет!

Однако время шло и стремительно менялось, распался СССР и образовалось множество автономий и государств которые объединились в СНГ, игорный бизнес так же претерпел значительные изменения вместо одноруких бандитов появились видео слоты “olymp” (олимп) которые имели много разновидностей видеопокера и просуществовали значительное время.

Поначалу, стали расти «точки» (игровые палатки) прямо на улицах. Порой на одном квартале в проходном месте стояли палатки десяти разных предпринимателей и это напрягало конкурентов. Игровой бизнес, который оказался суперрентабельным, под контроль начали брать криминальные структуры, и появились первые признаки передела игрового рынка.

Борьба за это бизнес велась до крови. Многие хозяева, выкупая, или беря в аренду недвижимость открывали стационарные игровые клубы и заведения, но как и все в этой жизни кровавая бойня и передел закончились и азартные заведения стали конкурировать пичкая лудоманов все новыми игровыми аппаратами и разнообразием игр на них, компании выпускающие азартные видео слоты тоже боролись за вновь открывшийся, совсем свежий рынок игровой индустрии на постсоветском пространстве, разрабатывая своим игровым, звенящим ящикам все больше примочек, бонусов и джек потов. Так в процессе борьбы за сердца игроманов появились такие наборы автоматов как “Гаминаторы” которые в простонародье зовут “Гейминаторы” эти наборы азартных игр плотно засели в умах наших людей.

Затем в процессе развития технологий на рынок азарта вступила компания “игрософт”, выпустившая триумфальную линейку игр, среди которых такие популярные как – CRAZY MONKEY, FRUIT COCKTAIL, GARAGE и другие, все эти аппараты имели пять барабанов и девять выигрышных линий с несколькими бонусными комбинациями и отличались красочностью, и интуитивно понятным игровым процессом.

Завершила линейку популярных автоматов, которые мы запомнили стоящими во всех игровых залах, компания “Мега Джек” которая вошла на рынок с принципиально новыми играми, это были легендарные “пирамиды”, “шампанское”, “slot-o-pol” и так далее.

Существенным отличием этих автоматов была возможность игры по двадцать одной линии с различными ставками и большее количество бонусов, количество которых сыпалось на Вас неограниченным потоком.

После принятия Закона о запрете азартных игр в России, владельцы игрового бизнеса ринулись в Украину. Соседняя страна с таким-же менталитетом и немалыми возможностями. Коррупция властных структур «распахнула» им двери.

Вновь возникло напряжение на игровом рынке и структуры, и владельцы не брезгуя ни чем, начали применять новые технологии борьбы. Однако война с местного уровня переместилась на глобальный. Коррупция, поборы и поджоги приняли всеобщий характер, что привело к запрету этого бизнеса в Украине. 250 тысяч человек (о чем заявлено официально) оказались без работы. Каждому понятно, что официальная статистика в разы отличается от действительного положения дел.

Но терять доходы владельцы и не собирались. Технологии не стоят на месте и на смену обычным игорным заведениям, пришли виртуальные, где можно играть во всё из вышеперечисленное (и даже больше…).

И спустя несколько месяцев после запрета, вновь, как грибы (на тех же местах) растут «новые» интерактивные клубы

 

Этап случайных выигрышей

etapЭто случайные эпизоды игры, сопровождающиеся эйфорией, хорошим настроением и возбуждением. Часто, вначале, игра носит случайный характер, ассоциируется с компаниями, времяпрепровождением, общением с друзьями. В первое время нет недостатка в средствах - можно потратить часть денег на развлечения. как говорят: «Новичкам везет».

Постепенно у лиц, участивших посещение игровых заведений, возникают фантазии в мыслях «все внутри переворачивается». Кажется, что «я стою на гране большого выигрыша». Ещё достаточно денег, можно ещё разок попробовать выиграть больше. Появляются навязчивые мысли и новые планы игры, строятся схемы, разрабатываются «новые системы в игре, которые обязательно дадут положительный результат».

kubiОбсессивно-компульсивное рaсстройство (ОКР)- невроз навязчивых состояний – психическое расстройство возникает к концу первой стадии, и началу формирования второй стадии лудомании. Может иметь хронический, прогрессирующий или эпизодический характер. При нем у больного невольно появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (обсессии). Он постоянно и безуспешно пытается избавиться от вызванной мыслями идеи. ОКР характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий, а также разнообразными патологическими симптомами.

И, чем чаще человек думает о игре и вновь приобщается к ней, тем чаще начинают уже возникать проигрыши, и со временем, от этого уже тоже появляется возбуждение, азарт - желание соприкоснуться с риском. В этой стадии болезни эйфория у игрока возникает ещё только от выигрыша.

 

Этап прогрессирующих проигрышей

etap-progres-proigНа этой стадии болезни жизнь сосредоточена на игре, уже трудно остановиться - появляются признаки социальной дезадаптации, возникают некоторые финансовые проблемы, денег на игру начинает, не хватает. В связи с этим присоединяются правонарушения связанные с мелким воровством у родственников, знакомых. В ломбард закладываются мобилки, золото и другие вещи. Берутся кредиты в банковских учреждениях (часто в нескольких одновременно). Эта стадия характеризуется снижением психологических навыков - «Ставка больше, чем жизнь! ». Актуальным становится заблуждение - я обязан отыграться! На фоне сформировавшегося невроза навязчивых состояний,  формируется синдром психической зависимости, который проявляется уже более тяжелой психической патологией.

Теряется расчетливость, смещается чувство времени, появляется смена ритма сна и бодрствования, постепенно угасает сексуальный рефлекс.

etap-proigr

Во этой стадии заболевания родственники начинают замечать изменившееся поведение близкого человека, задавать вопросы, анализировать события, путаться в догадках (Почему-то вовремя не пришел домой или на свидание? Куда-то пропали деньги? Опять потерял мобилку? Откуда взялся этот долг? Почему ему не платят зарплаты три месяца?).

Лживость и изворотливость становятся основной чертой поведения игрока. Находится множество немыслимых ответов, оправданий с целью успокоить близких.

ПЕРВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ - ИГРАТЬ. При запрете игры у больного развивается витальная абстиненция, головная боль, напряжение, бессонница, снижение внимaния, депрессия. Формируется шантажно - демонстративное поведение. Выражена АНОЗОГНОЗИЯ - отрицание болезни, значительное снижение критики к самому себе, проблеме и поступкам.

 

Этап распада личности

etap-raspad-lichnostiВлечение к игре становится компульсивным - неодолимое влечение, нарастающие долги приводят к финансовым преступлениям, переходящим в криминал. Появляются патовые проблемы с кредиторами, банками, друзьями. Воля полностью уходит из-под влияния игрока. Возникает отсутствие ситуационного и социального контроля, потеря смены дня и ночи. Полностью отсутствует критика. На фоне нерешаемых проблем, долгов, потери социальных контактов, возникает витальная депрессия. Возникает череда преступлений, приводящих к контактам с правоохранительными органами. В этой стадии лудомании появляется «Синдром деперсонализации - дереализации».

Есть мнение, что механизм возникновения расстройства связан с ответной реакцией мозга на стресс (выигрыш/проигрыш): происходит обильное вырабатывание эндорфинов с высоким родством к μ-опиоидным рецепторам (эти рецепторы также связанны с возникновением диссоциации при употреблении опиатов). 

raspad

Сильная активация этих рецепторов приводит к нарушению механизмов обратной связи (отрицательная меняется на положительную), необходимой для поддержания нейрохимического гомеостаза. Эти нарушения приводят к каскадному изменению в других рецепторных системах.

В результате блокируются центр удовольствия (возникает ангедония), лимбическая система (отвечающая за эмоции) не может адекватно реагировать на её хаотическую стимуляцию и отключается (так же посредством механизмов обратной связи), что приводит к возникновению деперсонализационно-дереализационной, а также депрессивной симтоматики.

Появляются мысли «развязать узел», «выкрутиться», «красиво уйти», формируются навязчивые мысли о суициде.

Все самоубийства можно условно разделить на два класса - истинные и демонстративные(парасуицид или псевдосуицид). Как правило, псевдосуицид совершается в состоянии аффекта и является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. Эти действия так же называют «демонстративная попытка суицида».

В противовес псевдосуициду, истинный суицид - это как правило хорошо спланированное мероприятие, цель которого - любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д.

Завершенный суицид приводит душу игрока на кладбище. Незавершенный суицид приводит искалеченное тело игрока на ПМЖ в психиатрическую больницу.

 

Исход

ishodПРИ ВЫНУЖДЕННОМ ПРЕКРАЩЕНИИ ИГРЫ - формируется витальная депрессия, фантазии, сновидения, отсутствие аппетита или обжорство. Игрок теряет интерес ко всему происходящему, замыкается в себе, уединяется. Бросает работу (если не потерял её раньше), теряет контакты с окружающими. Прячется от кредиторов, отключает телефоны и уходит в «подполье» или бега.

Доминируют мысли о разных способах добывания денег, но долги уже становятся невозвратными. Психика на гране срыва. Что делать? Тупик!

1. ЛЕЧЕНИЕ – есть надежда на благоприятный исход и возможность  возвращения к трудовой деятельности с реструктуризацией долгов.

2. ПРЕСТУПЛЕНИЯ - ТЮРЬМА!

ishod23. СУИЦИД - психиатрическая больница или смерть!

Сложнее обстоит дело при коморбитности - сочетание игры с употреблением алкоголя или наркотиков. Эти состояния, нескольких зависимостей подстегивают развитие клиники болезни и, переходя в злокачественную форму, ещё быстрее приводят к логическому финалу.

28% лудоманов прибегают к ирге в автоматы после распития спиртных напитков, 16 % после употребления наркотиков (чаще всего - суррогаты опия, амфетамины, марихуана).

 

Результаты обследования и лечения.

При детальном анализе больных обратившихся в клинику «Глория» с проблемами игровой зависимости можно отметить подавляющее большинство лиц мужского пола. Женщины составляют 6,8 %, в возрасте от 23 до 34 лет.

По возрастным группам отмечается значительное преобладание людей молодого возраста (видимо, это обусловлено обеспокоенностью родителей, которые являются инициаторами обращения к врачу).

igro-stat1Анализируя социальный состав игроманов, можно отметить практически все слои населения от безработных до очень состоятельных людей (в практике был случай, когда долг проигравшей пациентки составлял 950 000 грн).

Изучая «Социальный портрет пациента», разработанный врачами клиники, обращает на себя внимание, что 32 % игроков имеют низкую социальную адаптацию либо, вообще дезадаптированы. Они имеют среднее образование, слабую профессиональную подготовку. Им не присущи общечеловеческие социальные ценности и нравственные понятия. Чаще это молодые люди из неполных или неблагополучных семей. У них отмечается педагогическая запущенность, искаженное мировоззрение, низкие социальные ориентиры наряду с завышенной социальной планкой. Стремление разбогатеть «быстро» - является приоритетным. У этой категории больных нет постоянного места работы, они довольствуются временными «дневными» заработками, либо нигде не работают.

 igro-stat2

На результат лечения игровой зависимости (без сочетания с употреблением алкоголя или наркотиков) влияет много внешних факторов. Важную роль имеют мотивации самого пациента, социальная среда и реабилитационный период. Немалую роль в достижении положительного результата играет «мотивационная капиталотарапия».        Правильные социальные ориентиры в реабилитационном периоде позволяют достичь стойкой ремиссии, а периодический контроль над состоянием пациента позволяет проводить коррекцию его психического состояния.

Абсолютное большинство пациентов приходит на прием в сопровождении родственников, которые в большей степени озабочены сложившимися проблемами в семье. Родственники активны и настроены на немедленное начало лечения, в то время как пациенты, чаще прибегают к врачебной помощи по формально-вынужденным соображениям.

68 % обращающихся за помощью пациентов, изъявляли искреннее желание избавиться от игровой зависимости в присутствии родственников. Однако, анализируя мотивы обращения, можно отметить, что поводом к этому служит, с одной стороны - обнаружение у себя тех начинающихся, описанных выше, психических расстройств, с другой - ухудшение социального и материального статуса. К этой категории пациентов относятся более зрелые люди (от 27 до 48 лет), которые имели крепкие социальные связи в обществе, довольно неплохое материальное и семейное положение. Они более откровенные с врачами, активно участвуют в лечебном процессе, не пропускают лечебных сеансов.

Остальные 32 % лудоманов, чаще молодого возраста, проходят лечение с формально-вынужденным желанием, не имеют аутопсихоустановки, вращаются в неблагоприятной социальной среде, живут по «своим законам и понятиям».

В сленге игрока имеются специфические термины и выражения, некоторые из них очень напоминают или повторяют жаргон криминального мира.

65,8% пациентов, которым была оказана медицинская помощь, преодолели зaвисимость и находятся в ремиссии от 1 до 4 лет. Правда, у 7,3% пациентов возникали эксцессы. Эти состояния больные обычно переживали в течение 6 месяцев после прохождения курса лечения, но сразу же, обращались в клинику для проведения противорецидивных мероприятий, которые снимали «тягу» и повышали сопротивляемость сложившейся ситуации.

 

Бывали случаи

  • sluchaiЧасто на прием обращаются семьи, якобы для лечения лудомании.

    Родители заметили у детей изменившееся поведение (уходы из дома, финансовые проблемы, потерю дорогих вещей, раздражительность, утомляемость, сонливость и др.). Молодые люди «сознавались» родственникам, что проигрывают деньги в игровых заведениях, играют по ночам и очень устают.

    В результате психологического тестирования и обследования в клинике выяснялись факты отсутствия игровой зависимости, а под маской лудомании от родителей дети скрывали разные формы наркомании.

    Эти случаи были у молодых людей в возрасте 19-24 года, из благополучных семей, и сроки начала употребления наркотиков были от 3 до 5-7 месяцев.

  • Три человека обратились на прием по поводу лудомании, из числа пациентов «Глории», которые раньше проходили лечение от алкогольной зависимости, находятся в ремиссии от 3 до 11 лет и доверяют врачам клиники.

  • Один раз пришлось оказывать медицинскую помощь пациентке З., 56 лет, которую на лечение привел сын (женщина из очень состоятельной семьи, с высшим образованием, 20 лет находится на обеспечении супруга - у него и «брала» значительные суммы денег).

  • Зафиксирован всего один случай, когда пациент С. 36 лет (среднее техническое образование, имеет постоянную работу, женат, воспитывает сына) сам обратился на прием в тайне от семьи, так как действительно решил покончить с игроманией.

  • В одном случае у пациента П. 32 лет, работающего заместителем директора предприятия, не было цели заработать на игре. Рос и воспитывался в семье картежника- шулера. С малых лет приобщался к атмосфере игры и азарта. Играет во все азартные и спортивные игры (особенно на бильярде), ставит ставки в букмекерских конторах, но особенно получает эйфорию от участия в игре в карты.

  • У одного пациента Т. 22 лет (студент, из благополучной семьи) были выявлены авантюристические наклонности к «кладоискательству» и «черной археологии». Основными мотивами его жизни являются попытки быстро обогатиться путем поисков драгоценностей, кладов в дореволюционных домах, либо того, что можно продать за «большие деньги». Путем психотерапии, психокоррекции личности удалось переориентировать «стратегию мышления» этого пациента. Ремиссия более года. Однако стереотипность иждивенческой жизненной позиции и устоявшееся «мировоззрение» даже во время ремиссии продолжали формировать магистральную линию мыслей пациента о достижении состояния не путем личного труда, а поисками альтернативных вариантов.

    На очередном приеме через год пациент пытался выяснить вопрос: «Является ли поиск богатой невесты кладом или нет?». На второй план уходят социальные и психологические понятия нравственности, любви, чувств, крепкой семьи.

 

Лечение игромании в ГЛОРИИ

schasteСразу нужно отметить, что врачами клиники ведется предварительный отбор пациентов, которые обращаются за помощью. Для прохождения комплексного лечения направляются больные, находящиеся в первой и во второй стадиях игровой зависимости, у которых не сформировалась симптоматика витальной депрессии и суицидальные мысли.

При обследовании и лечении больных обязательным фактором является добровольное согласие.

Пациенты, которым требуется помощь в преодолении зависимости, имеют общий стаж игры не менее одного года. Из подробного анамнеза можно сделать вывод, что, в среднем, развитие первой стадии лудомании и формирование второй стадии зависимости (у разных категорий больных) длится от 5 до 14 месяцев. Максимальный дневной выигрыш пациента составлял 25000 грн., а максимальный проигрыш - 72000 грн.      Средний промежуточный выигрыш, и проигрыш приблизительно уравниваются              (в среднем 10000-30000 грн.), однако отрицательный баланс всегда складывается в пользу проигрыша. Средний долг игрока на момент обращения в клинику составляет 15000-30000 грн. Минимальный долг был 700 грн.

Наши пациенты (уже имеющие стаж игры на момент обращения) прибегали к услугам игорных заведений, имея при себе не менее 300-500 грн. Готовясь играть, среднестатистический лудоман имеет в наличии от 1000 до 40000 грн.

В лечении лудомании используется разработанная в 2003 году и постоянно совершенствующаяся комплексная амбулаторная методика, включающая четыре этапа.

В лечебном комплексе участвуют 3-4 специалиста (врачи - психиатр, психотерапевт, нарколог и психолог). С пациентами и родственниками проводятся психотестирование, индивидуальная и семейная психотерапия, социотерапия, сеансы психологической коррекции личности, «мотивационная капиталотарапия». Параллельно с указанными методиками, используется электрорефлексотерапия и транскраниальная электростимуляция.

«Капиталотарапия» - многоуровневая методика психотерапии, разработанная специалистами центра, направленная на эффективное использование денежных средств, правила управления финансами, их сохранение и накопление. Особенности учета, планирования и инвестиций. Различия между инвестиционной прибылью (активами) и инвестиционными обязательствами (пассивами).